Развитие способностей у одаренных детей

Одаренные дети очень разные: шумные и тихие, очень маленькие, хрупкие и крупные, явно обгоняющие своих сверстников не только по умственному, но и по физическому развитию. Однако есть во всех этих очень разных детях нечто общее, что при известном опыте позволяет довольно быстро определить именно одаренного ребенка.
Было принято считать, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одаренному ребенку показывать чудеса, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не только в ней. Оказалось, что память большинства даже самых обыкновенных детей становится таковой, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на занятиях, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о нарядах для куклы Барби. Мальчишка-«незнайка» тоже прекрасно помнит любую деталь из понравившегося ему мультфильма. Значит, дело не в памяти?
Главное, что объединяет всех, таких разных, «вундеркиндов» и что резко  отличает их от обыкновенных детей, — это так называемая умственная активность, «страсть» к познанию. Основные жалобы мам и пап одаренных детей однообразны: не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет решать трудные головоломки, рассматривать и читать книги энциклопедического характера.
Настоящая познавательная потребность — бескорыстная, ради интереса как такового.
Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей.
Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость — задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности — способностей не будет. Из этого обстоятельства проистекает несколько важных педагогических следствий, на которых стоит остановиться:
Следствие первое — печальное для педагогов. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.
•    Следствие второе — печальное и радостное одновременно. Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способности не характеризуют. Старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, получающая в первом, третьем или пятом классе сплошные пятерки, останется неспособной, потому что никакого удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится лишь из прилежания. А мальчишка-троечник, которого не усадишь за уроки, тем не менее станет вполне способным школьником, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи — и в этой деятельности счастливо развивает свои способности.
•    Следствие третье — самое важное. Начинать учение ребенка надо с радости познания. Это не значит, конечно, что учение должно приносить только радость. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности надо вводить в учение. Но начало, когда учение, иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

В следующем материале Вашему вниманию будут представлены творческие задания для развития способностей одаренных детей. С заданиями можно ознакомиться по следующим ссылкам: Часть 1, либо в разделе Последние новости на главной странице сайта.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *