Этот материал открывает цикл статей, посвященных адаптации ребёнка к детскому саду.
Итак, на семейном совете вы решили, что детский сад необходим именно сейчас Вам и вашему ребёнку. Ваша уверенность в этой необходимости – это начало подготовки малыша к поступлению в дошкольное учреждение, так как дети тонко чувствуют, если родители сомневаются в целесообразности «детсадовского» воспитания. А это уже повод для манипулирования родителями при расставании на пороге детского сада. Легче и быстрее привыкают дети, родители которых не имеют выбора, у которых нет альтернативы «общественному» воспитанию.
Решение принято, с чего начать? Конечно же, с выбора дошкольного учреждения: зайдите на сайт выбранного детского сада, ознакомьтесь с размещёнными там материалами, для родителей доступна информация об уставе ДОУ, образовательных программах, наличии специалистов, оснащённости учреждения. Используйте сведения от знакомых, дети которых уже ходят в этот детский сад. Следующий шаг – это прогулка по саду, его территории, знакомство с сотрудниками, беседа с заведующей, с предполагаемыми воспитателями. Получая информацию, исходите из главного – хорошо ли будет вашему малышу, комфортно ли он будет себя чувствовать, а вот вопросы престижа пусть останутся не учтёнными, ведь здоровье и благополучие ребёнка престижем и оплатой не измеряются.
Детский сад выбран, следующий вопрос, как помочь ребёнку быстрее и лучше адаптироваться к новой для него среде. Сначала обговорим действия, предшествующие непосредственному пребыванию в ДОУ. Заранее узнайте особенности режима, питания и введите их в режим ребёнка дома. Так организму малыша будет легче приспособиться, если он будет просыпаться, принимать пищу, гулять в привычное для него время. Настройте ребёнка как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Используйте время прогулки для знакомства с территорией сада, познакомьте малыша с будущим воспитателем, с детьми, играющими на участке, в песочнице. 15-20 минут, проведённых в совместных играх, в течение нескольких дней, дадут массу положительных эмоций вам и вашему ребёнку, а дети и «тётя-воспитательница» при встрече уже не будут пугающе чужими. Постарайтесь за подготовительный период помочь малышу овладеть и необходимыми навыками самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно кушать, мыть руки и лицо, одеваться и раздеваться. Конечно же, вашему ребёнку будут помогать, но не в той мере, как ему бы хотелось.
Привыкают быстрее дети, которые более самостоятельны изначально, более умелые и менее зависимые от взрослых, поэтому приучите малыша играть отдельно от вас хотя бы некоторое время, ведь умение занять себя игрой — также важное условие хорошей адаптации. Оставляйте ребёнка дома с другими взрослыми, чтобы он привык к отсутствию мамы и её обязательному возвращению. Готовьте вашего ребёнка к временной разлуке с вами и дайте понять ему, что это неизбежно, но только потому, что он уже большой. Накануне поступления ребёнка в детский сад не нервничайте и не показывайте свою тревогу. Желательно, чтобы отводил в детский сад ребёнка тот взрослый, к кому малыш меньше привязан. И, конечно же, всё время объясняйте ребёнку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.