Помните детские стихи: «Папа у Васи силён в математике…»? Вот примерно так иногда и происходит в семьях школьников, родители распределяют домашние задания: кто-то задачки решает, кто-то сочинение пишет, а ребёнок старательно потом всё перепишет – дело сделано! Как правильно поступить, чтобы и ребёнку помочь и вред не нанести? Начнём с определения смысла выполнения домашних заданий – это возможность закрепить знания, полученные на уроках, развить умения самостоятельного поиска необходимой информации, выработать такие черты характера, как усидчивость, работоспособность, дисциплинированность, ответственность. Если домашние задания делают родители, что, интересно, тогда закрепляет и развивает школьник? Умение перекладывать дела на плечи других, уверенность, что у других лучше получиться, чем у него, а он сам ни на что стоящее не способен?
Для начала приучите ребёнка рассказывать вам, что задано в школе, определять, что для него просто в выполнении, а что трудно, где необходима ваша помощь. Помощь может быть разной, но делать за ребёнка задания не позволительно, а вот найти правило, предложить решение подобной задачи, подсказать, где найти необходимую информацию, вы вполне можете. Если речь идёт об устных предметах, попросите ребёнка пересказать текст, задавайте наводящие и уточняющие вопросы по теме, попутно объясняя и закрепляя изученный материал. Если ваш ребёнок — первоклассник, вам необходим дополнительный контроль за нагрузкой: помогите распределить очерёдность выполнения заданий, чередуя лёгкие предметы со сложными, письменные с устными, определите время перерыва для небольшого отдыха. Поступая так, вы приучите ребёнка думать, самостоятельно искать решение и поверить в собственные силы.
Немаловажно создать комфортные условия для выполнения домашних заданий: отвести определённое место для приготовления уроков, выключить телевизор, компьютер, чтобы ненужные шумы не отвлекали внимание, если в доме есть малыши, нужно занять их спокойными играми.
Если говорить о длительности выполнения домашних заданий, то это индивидуально и зависит от способностей ребёнка, но примерные нормы всё же есть. Для детей начальных классов время приготовления уроков час-полтора, для детей среднего звена – около двух часов, старшеклассники могут потратить три–четыре часа в день.
Важно запомнить – не рекомендуется делать уроки сразу после школы. Выполнение домашних заданий для ребёнка – серьёзный труд, требующий большого внимания и сил, поэтому необходим отдых. Для растущего организма желательны игры на свежем воздухе, прогулки, общение с друзьями.
Выполняя эти несложные требования, вы поможете школьнику превратить подготовку домашних заданий в привычку, ребёнок не будет тяготиться этой обязанностью, а в школе будет чувствовать себя более уверенно.
Продолжение: Помощь при выполнении домашнего задания: рекомендации психолога родителям