В нынешнем море информации о том, что может уметь ребёнок к определённому возрасту, современным родителям легко потеряться.
Когда начинаешь разбираться, чаще всего только огорчаешься, что вот и этого мой ребёнок и другого ещё не делает. В конце концов, посещает мысль, что лично мой ребёнок отстаёт в развитии. Чтобы сильно не расстраиваться, вот несколько базовых ориентиров того, что должен уметь ребёнок к 3-м годам. Если он этого не делает, то стоит задуматься о том, что, действительно, где-то упущено и надо навёрстывать, а если он всё это выполняет, то развитие вашего малыша идёт в правильном направлении.
В 3 года ребёнок должен уметь:
- Выполнять задания в течение 5-ти минут, находить 3-4 отличия между предметами, удерживать в поле зрения 3-4 предмета, находить два предмета, похожих друг на друга, выполнить задания по предложенному образцу;
- Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую сказку с помощью взрослого, вспомнить, что делал утром, днём, вечером, рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
- Уметь быстро и правильно собирать пирамидку, складывать картинку из 3-х частей, собирать несложные игры-вкладыши, находить несложные связи между предметами и явлениями;
- Уметь выделять много предметов и один, понимать выражение «больше – меньше», сравнивать 3-4 предмета по величине;
- Уметь отвечать на вопросы, согласовывая слова в роде, числе, падеже с незначительными ошибками, использовать в речи предлоги — в, на, за, под;
- Рисовать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии, повторять простые физические упражнения и движения пальчиковой гимнастики;
- Называть своё имя, фамилию, имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать 2-3 дерева, по опорным обобщающим словам находить предметы (показать обувь, мебель, посуду); знать и называть от 4-х до 6-ти основных цветов, различать времена года по зрительным ориентирам, называть существенные детали и части предметов.
По данным ориентирам вы можете условно определить уровень развития своего ребёнка, а затем планировать свои педагогические воздействия. Если у вас возникают сомнения в правильности выводов или в эффективности ваших развивающих мероприятий, и все-таки появились подозрения, что у вашего ребенка задержка психического развития, обратитесь за квалифицированной помощью психолога.