В этой статье мы поговорим о том, как самостоятельно оценить уровень развития ребенка-дошкольника.
Конечно, лучше всего, если тестирование проводит специалист, в идеале – знающий особенности ребёнка. Если такой возможности нет, можно использовать специальный тест для родителей, с помощью которого можно провести диагностику способностей и возможностей вашего ребёнка.
Обследование нужно проводить при хорошем самочувствии и настроении ребёнка и, конечно же, без принуждения. Можно разделить диагностику на несколько этапов. Помните о зонах ближайшего развития – это то, что ребёнок не может сделать сам, но выполнит с вашей помощью.
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребёнок основными понятиями (право\лево, большой\маленький, в\из)?
- Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации: посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.?
- Может ли ребёнок угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Знает ли ребёнок большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребёнка.
- Приходилось ли ребёнку сопровождать вас на почту, в сбербанк, магазин?
- Был ли ваш ребёнок в библиотеке?
- Регулярно ли вы читаете вашему малышу, рассказываете истории и сказки?
- Приходилось ли вашему ребёнку бывать в музее, зоопарке, в деревне?
- Проявляет ли он повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития.
- Может ли ребёнок точно назвать и обозначить окружающие его предметы?
- Легко ли он отвечает на вопросы взрослых?
- Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
- Может ли он объяснить, где находятся предметы: на столе, под столом, за столом?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать случай, произошедший с ним?
- Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, играть роль на празднике?
Оценка уровня эмоционального развития.
- В каком настроении чаще пребывает ваш ребёнок дома, среди сверстников?
- Сформировался ли у ребёнка образ себя, как человека, который многое может сам?
- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться.
- Включается ли малыш, в игру с другими детьми, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очерёдность, когда требует ситуация?
- Способен ли он слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития.
- Хорошо ли ребёнок слышит? Видит?
- Способен ли он спокойно посидеть в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать на одной, двух ногах, спускаться и подниматься по лестнице, не держась?
- Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
- Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение.
- Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы, найти похожие и непохожие предметы?
- Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, произносимые вслух?
Зрительная память.
- Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 8-10 картинок, а затем одну убрать?
- Знает ли ребёнок своё имя, название 6-8 предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
- Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
- Может ли он интерпретировать картинку, сформулировать главную мысль, проследить связи между явлениями и предметами?
Уровень слуховых способностей.
- Может ли ребёнок рифмовать слова?
- В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес\вес)?
- Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность событий?
Оценка отношения к книгам.
- Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
- Задаёт ли вопросы о прочитанном, о словах, о печатных знаках?
Подумайте о результатах, сделайте выводы, наметьте необходимый план действий.
А теперь попробуйте сами проверить готовность ребёнка к школе. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать школьный психолог.
Может ли ваш ребёнок:
- Объяснить словами, что он хочет?
- Изъясниться связно, например: «Покажи мне…»?
- Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
- Знает ли он своё имя, фамилию, адрес?
- Писать карандашом на бумаге?
- Нарисовать картинки к сочинённой истории и рассказать о них?
- Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
- Пользоваться ножницами, вырезая ровно картинки?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточенно выполнять задания в пределах 30-ти минут?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я человек, который многое может сам?
- Подстраиваться, когда меняется тема разговора?
- Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
Мои взаимоотношения с ребёнком.
Чтобы оценить ваши взаимоотношения с ребёнком ответьте правдиво и искренне на следующие вопросы.
- Нравится ли вам ваш ребёнок?
- Слушаете ли вы, что говорит вам ребёнок?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он что-либо вам рассказывает?
- Стараетесь ли вы создать ощущение значимости того, что он вам рассказывает?
- Поправляете ли вы речь ребёнка?
- Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы его, обнимаете ли его?
- Смеётесь ли вы вместе с малышом?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку или бесед с ним?
- Играете ли с ним в какие-либо игры?
- Поощряете ли вы ребёнка в его интересах и увлечениях?
- Есть ли у ребёнка собственные книги?
- Есть ли у него хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать ребёнку пример, читая книги, занимаясь полезными делами?
- Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьёй и с ребёнком?
- Стараетесь ли вы сказать всё за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача, б) в магазине?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
- Задаёте ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
- Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлёпать пластилин и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
- Стараетесь ли вы с малышом ходить на прогулки по округе?
- Водите ли вы своего ребёнка в цирк, музей, зоопарк?
Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начисляете себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов.
Полученные баллы сложите. Если сумма баллов 88 – у вас замечательные взаимоотношения, 44 балла – неплохо, есть куда стремиться, меньше 22 баллов – а вот здесь уже стоит задуматься!