Оценка развития детей дошкольного возраста

В этой статье мы поговорим о том, как самостоятельно оценить уровень развития ребенка-дошкольника.

Конечно, лучше всего, если тестирование проводит специалист, в идеале – знающий особенности ребёнка. Если такой возможности нет, можно использовать специальный тест для родителей, с помощью которого можно провести диагностику способностей и возможностей вашего ребёнка.

Обследование нужно проводить при хорошем самочувствии и настроении ребёнка и, конечно же, без принуждения. Можно разделить диагностику на несколько этапов. Помните о зонах ближайшего развития – это то, что ребёнок не может сделать сам, но выполнит с вашей помощью.

Оценка развития познания.

  • Владеет ли ребёнок основными понятиями (право\лево, большой\маленький, в\из)?
  • Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации: посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.?
  • Может ли ребёнок угадать концовку незамысловатой истории?
  • Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Знает ли ребёнок большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребёнка.

  • Приходилось ли ребёнку сопровождать вас на почту, в сбербанк, магазин?
  • Был ли ваш ребёнок в библиотеке?
  • Регулярно ли вы читаете вашему малышу, рассказываете истории и сказки?
  • Приходилось ли вашему ребёнку бывать в музее, зоопарке, в деревне?
  • Проявляет ли он повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития.

  • Может ли ребёнок точно назвать и обозначить окружающие его предметы?
  • Легко ли он отвечает на вопросы взрослых?
  • Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
  • Может ли он объяснить, где находятся предметы: на столе, под столом, за столом?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать случай, произошедший с ним?
  • Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, играть роль на празднике?

Оценка уровня эмоционального развития.

  • В каком настроении чаще пребывает ваш ребёнок дома, среди сверстников?
  • Сформировался ли у ребёнка образ себя, как человека, который многое может сам?
  • Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться.

  • Включается ли малыш, в игру с другими детьми, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очерёдность, когда требует ситуация?
  • Способен ли он слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития.

  • Хорошо ли ребёнок слышит? Видит?
  • Способен ли он спокойно посидеть в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать на одной, двух ногах, спускаться и подниматься по лестнице, не держась?
  • Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
  • Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

  • Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы, найти похожие и непохожие предметы?
  • Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, произносимые вслух?

Зрительная память.

  • Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 8-10 картинок, а затем одну убрать?
  • Знает ли ребёнок своё имя, название 6-8 предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

  • Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
  • Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  • Может ли он интерпретировать картинку, сформулировать главную мысль, проследить связи между явлениями и предметами?

Уровень слуховых способностей.

  • Может ли ребёнок рифмовать слова?
  • В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес\вес)?
  • Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность событий?

Оценка отношения к книгам.

  • Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
  • Задаёт ли вопросы о прочитанном, о словах, о печатных знаках?

Подумайте о результатах, сделайте выводы, наметьте необходимый план действий.

А теперь попробуйте сами проверить готовность ребёнка к школе. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать школьный психолог.

Может ли ваш ребёнок:

  • Объяснить словами, что он хочет?
  • Изъясниться связно, например: «Покажи мне…»?
  • Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
  • Знает ли он своё имя, фамилию, адрес?
  • Писать карандашом на бумаге?
  • Нарисовать картинки к сочинённой истории и рассказать о них?
  • Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  • Пользоваться ножницами, вырезая ровно картинки?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточенно выполнять задания в пределах 30-ти минут?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я человек, который многое может сам?
  • Подстраиваться, когда меняется тема разговора?
  • Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Мои взаимоотношения с ребёнком.

Чтобы оценить ваши взаимоотношения с ребёнком ответьте правдиво и искренне на следующие вопросы.

  • Нравится ли вам ваш ребёнок?
  • Слушаете ли вы, что говорит вам ребёнок?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он что-либо вам рассказывает?
  • Стараетесь ли вы создать ощущение значимости того, что он вам рассказывает?
  • Поправляете ли вы речь ребёнка?
  • Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы его, обнимаете ли его?
  • Смеётесь ли вы вместе с малышом?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку или бесед с ним?
  • Играете ли с ним в какие-либо игры?
  • Поощряете ли вы ребёнка в его интересах и увлечениях?
  • Есть ли у ребёнка собственные книги?
  • Есть ли у него хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать ребёнку пример, читая книги, занимаясь полезными делами?
  • Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьёй и с ребёнком?
  • Стараетесь ли вы сказать всё за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача, б) в магазине?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
  • Задаёте ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
  • Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлёпать пластилин и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
  • Стараетесь ли вы с малышом ходить на прогулки по округе?
  • Водите ли вы своего ребёнка в цирк, музей, зоопарк?

Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начисляете себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов.

Полученные баллы сложите. Если сумма баллов 88 – у вас замечательные взаимоотношения, 44 балла – неплохо, есть куда стремиться, меньше 22 баллов – а вот здесь уже стоит задуматься!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *