Как победить детские страхи

Нет ребёнка, который бы чего-нибудь или кого-нибудь, не боялся. Так что же такое страх, тревога, беспокойство?   Когда родителям, по поводу этих проявлений у ребёнка, действительно необходимо действовать, а когда ждать, что всё само пройдёт со временем? Для начала, давайте разберёмся, чем страх отличается от тревоги.

Страх – эмоционально заострённое отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Страх всегда конкретен, ребёнок боится определённых объектов или мыслей. Тревогу же порождает состояние безотчётного, неопределённого беспокойства. Эмоционально неблагополучный ребёнок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей и возникают, как правило, при наличии определённых факторов:

  • наличие страхов у родителей;
  • тревожность в отношениях с ребёнком;
  • избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола;
  • многочисленные нереализованные угрозы в семье, запугивание;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • психические травмы типа испуга;
  • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи в отличие от возрастных, характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Если вы установили наличие страхов у вашего ребёнка, то можно рекомендовать следующее: установить доверительные отношения с ребёнком, признать, что ему действительно сейчас тяжело, смеяться над его страхами, говоря, что он трус или слабак, ни в коем случае нельзя. После установления контакта выясните в ходе беседы возможные причины появления страха.

Затем предложите ребёнку «поиграть» со своим страхом. Рисование, фантазирование, сочинение историй, дают возможность отреагировать страхи и вывести их наружу.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В младшем школьном и в подростковом возрасте лучше использовать игровые способы устранения страхов. Если же подросток любит рисовать, то эффект от рисования будет таким же как и раньше. В первую очередь посредством рисования устраняются страхи порождённые воображением, то есть то, что, по мнению ребёнка, может случиться или произойти. Затем по степени успешности устранения идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Недостаточный эффект от рисования страхов будет когда пугающее событие произошло недавно, например, укус собаки, пожар, застревание в лифте и т.д. Тогда дополнительно к рисованию, необходимо проиграть событие, эмоционально отреагировав психическую травму и изменив к ней отношение.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящих в процессе рисования, поскольку это один из показателей их полного устранения. Гораздо хуже если страхи останутся «тлеть» в психике, готовые «вспыхнуть» в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами, красками. Ребёнку предлагают разные средства, он же выбирает по своему предпочтению.

Такими способами: игрой, рассуждениями, рисованием, вы поможете вашему ребёнку найти свой способ для решения проблемы страхов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *