Наши дети растут на наших глазах. Процесс их роста мы отмечаем не только ползунками, платьицами или костюмчиками, из которых они вырастают, но и изменениями во внешнем виде, поведении, характере. И как раз последние изменения и привносят определённые проблемы и недовольства в семейные отношения. Что же надо знать и учитывать родителю, чтобы этапы взросления ребёнка проходили безболезненно? Об этом и пойдёт речь.
Темп развития у каждого ребёнка строго индивидуален, границы возрастов условны, но есть определённые возрастные закономерности, на которые и стоит опираться мудрому родителю.
Первый год жизни малыша – очень ответственный период. Задача этого этапа – обрести «базовое доверие к миру» (Э.Эриксон). Под этим надо понимать такие отношения к ребёнку, при которых он своевременно и в полном объёме удовлетворит свои потребности в питании, уходе и любви. На основании полученного положительного опыта первого года жизни, он приходит к бессознательному выводу, что он любим, а окружающий мир хорош и безопасен. В противном случае, исходя из неблагополучного опыта, ребёнок будет относится к окружающим с опаской, стремления к контактам со взрослыми будут ограничены, он не сможет своевременно овладеть речью и системой социальных норм , а это ведёт к задержке психического развития в целом, формированию состояния безразличия и апатии к происходящему вокруг.
Раннее детство (от года до трёх лет) – ориентирует ребёнка на обретение примитивной умелости, овладение своим телом, предметным миром вокруг себя и связанной с этим относительной автономности и независимости от взрослых. Теперь малыш учится ходить, бегать, забираться и доставать то, что его интересует, совершать с предметами разные манипуляции. Для этого он должен знать о назначении вещей, об их свойствах, понимать свои возможности. Именно поэтому в возрасте до трёх лет малыши проявляют природное любопытство, стремятся к экспериментированию как средству обретения личного опыта. Подобная тенденция сопряжена с определённой опасностью для его здоровья. Поэтому взрослые пытаются ограничить активность ребёнка. Однако чрезмерная опека может привести к тому, что задача возраста будет решена не полностью или вообще останется неразрешённой. Тогда малыш останется в полной зависимости от взрослых, и это будет выглядеть как послушание, трусость, застенчивость, робость, стеснительность, беспомощность и т. п.
Период дошкольного детства (от трёх до семи лет) характеризуется стремлением ребёнка к одобрению, любви, уважению и доверию к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться во взрослую жизнь. Так появляются мамины и папины помощники, к тому же в этих видах деятельности происходит выделение себя по половой принадлежности. Помешать решению задачи данного возраста может неполный состав семьи, стремление взрослых ограничить занятия детей одними лишь играми и развлечениями, жёсткое разделение деятельности на мир взрослых и мир детей. Следствием этого может стать неуверенность ребёнка в себе и своих силах, безынициативность, формирование комплекса неполноценности.
В период школьного детства у ребят появляется ещё одно средство для завоевания одобрения – это достижение значительных успехов в учёбе. А поскольку возможности учеников далеко не одинаковы, то одни начинают учиться с помощью родителей, для других учёба превращается в погоню за отметками, третьи будут искать подтверждения своей успешности в местах, далёких от учёбы. Строптивость в этом возрасте является реакцией на попытки контроля и вмешательства в их жизнедеятельность. Поэтому мудрый взрослый должен так организовать жизнь ребёнка, чтобы он был успешен в каком-либо виде деятельности и мог заслужить одобрение за свои качества и заслуги, не идущие вразрез социальным нормам.
Завершение детства связано с периодом полового созревания, который предполагает решение новой задачи – обретение социального статуса, получение признания и одобрения в среде своих сверстников. Ограничивая круг общения подростков, родители с одной стороны могут уберечь ребят от возможных неприятностей, но могут и помешать решению задачи возраста, а это приведёт к путанице ролей и необъективному представлению о себе.
Таким образом, на каждом возрастном этапе решаются свои задачи, а от успешности их реализации зависит поведение и самочувствие ребёнка. Задача для взрослых – не просто мириться с возрастными изменениями, а, заглядывая вперёд, создавать условия для того, чтобы дети подошли к следующим возрастным этапам внутренне подготовленными.