Что нужно знать родителям об особенностях каждого возрастного периода ребёнка

Наши дети растут на наших глазах. Процесс их роста мы отмечаем не только ползунками, платьицами или костюмчиками, из которых они вырастают, но и изменениями во внешнем виде, поведении, характере. И как раз последние изменения и привносят определённые проблемы и недовольства в семейные отношения. Что же надо знать и учитывать родителю, чтобы этапы взросления ребёнка проходили безболезненно? Об этом и пойдёт речь.

Темп развития у каждого ребёнка строго индивидуален, границы возрастов условны, но есть определённые возрастные закономерности, на которые и стоит опираться мудрому родителю.

Первый год жизни малыша – очень ответственный период. Задача этого этапа – обрести «базовое доверие к миру» (Э.Эриксон). Под этим надо понимать такие отношения к ребёнку, при которых он своевременно и в полном объёме удовлетворит свои потребности в питании, уходе и любви. На основании полученного положительного опыта первого года жизни, он приходит к бессознательному выводу, что он любим, а окружающий мир хорош и безопасен. В противном случае, исходя из неблагополучного опыта, ребёнок будет относится к окружающим с опаской, стремления к контактам со взрослыми будут ограничены, он не сможет своевременно овладеть речью и системой социальных норм , а это ведёт к задержке психического развития в целом, формированию состояния безразличия и апатии к происходящему вокруг.

Раннее детство (от года до трёх лет) – ориентирует ребёнка на обретение примитивной умелости, овладение своим телом, предметным миром вокруг себя и связанной с этим относительной автономности и независимости от взрослых. Теперь малыш учится ходить, бегать, забираться и доставать то, что его интересует, совершать с предметами разные манипуляции. Для этого он должен знать о назначении вещей, об их свойствах, понимать свои возможности. Именно поэтому в возрасте до трёх лет малыши проявляют природное любопытство, стремятся к экспериментированию как средству обретения личного опыта. Подобная тенденция сопряжена с определённой опасностью для его здоровья. Поэтому взрослые пытаются ограничить активность ребёнка. Однако чрезмерная опека может привести к тому, что задача возраста будет решена не полностью или вообще останется неразрешённой. Тогда малыш останется в полной зависимости от взрослых, и это будет выглядеть как послушание, трусость, застенчивость, робость, стеснительность, беспомощность и т. п.

Период дошкольного детства (от трёх до семи лет) характеризуется стремлением ребёнка к одобрению, любви, уважению и доверию к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться во взрослую жизнь. Так появляются мамины и папины помощники, к тому же в этих видах деятельности происходит выделение себя по половой принадлежности. Помешать решению задачи данного возраста может неполный состав семьи, стремление взрослых ограничить занятия детей одними лишь играми и развлечениями, жёсткое разделение деятельности на мир взрослых и мир детей. Следствием этого может стать неуверенность ребёнка в себе и своих силах, безынициативность, формирование комплекса неполноценности.

В период школьного детства у ребят появляется ещё одно средство для завоевания одобрения – это достижение значительных успехов в учёбе. А поскольку возможности учеников далеко не одинаковы, то одни начинают учиться с помощью родителей, для других учёба превращается в погоню за отметками, третьи будут искать подтверждения своей успешности в местах, далёких от учёбы. Строптивость в этом возрасте является реакцией на попытки контроля и вмешательства в их жизнедеятельность. Поэтому мудрый взрослый должен так организовать жизнь ребёнка, чтобы он был успешен в каком-либо виде деятельности и мог заслужить одобрение за свои качества и заслуги, не идущие вразрез социальным нормам.

Завершение детства связано с периодом полового созревания, который предполагает решение новой задачи – обретение социального статуса, получение признания и одобрения в среде своих сверстников. Ограничивая круг общения подростков, родители с одной стороны могут уберечь ребят от возможных неприятностей, но могут и помешать решению задачи возраста, а это приведёт к путанице ролей и необъективному представлению о себе.

Таким образом, на каждом возрастном этапе решаются свои задачи, а от успешности их реализации зависит поведение и самочувствие ребёнка. Задача для взрослых – не просто мириться с возрастными изменениями, а, заглядывая вперёд, создавать условия для того, чтобы дети подошли к следующим возрастным этапам внутренне подготовленными.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *