Зарождение предметной деятельности

Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве.

Первые действия с предметами появляются у детей уже в 6-7 месяцев. Их особенность заключается в том, что малыш осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на пол. Такие действия называются манипуляциями. Постепенно действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой, просовывает игрушку между перекладинами кроватки). Подобные действия называются специфическими. К концу года жизни малыш уже умеет обращаться с некоторыми игрушками в соответствии с заложенными в них простыми правилами: может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку или мячик и пр. На втором году жизни круг таких действий, которые носят исследовательский характер, стремительно расширяется. Предметы окружающего мира все больше перестают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого устанавливает между ними различные связи и отношения.

В этот же период начинает складываться особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается пользовать ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой с целью получения практического результата. Особенность таких действий заключается в том, что способ использования орудия не является очевидным, не лежит на поверхности. Ребенок не может самостоятельно открыть, что ложка сделана для того, чтобы было удобно есть, а ключик – для того, чтобы завести машинку. Когда малыш берет в руку погремушку, она сама издает звук, как бы знакомя со своим свойством. В предмете-орудии его свойства не являются очевидными. Вот почему в период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества, в котором он живет. Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними и составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Действия ребенка с предметами в соответствии с их назначением составляют ведущую деятельность на протяжении всего раннего возраста. Она называется ведущей, потому что именно в ней происходят наиболее существенные изменения всех сторон психики ребенка: совершенствуются восприятие, мышление, память, развиваются такие важнейшие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность, возникает новый вид деятельности – игра с сюжетными игрушками.

Предметная деятельность не ограничивается усвоением одних лишь бытовых навыков. Большое место в жизни ребенка одного-двух лет занимает чисто исследовательская деятельность. Ранний возраст – период активного экспериментирования с предметами. Познавательная активность побуждает малыша исследовать все, что его окружает. Он без конца открывает и закрывает банки, вкладывает в них разные предметы, выдвигает ящики шкафов, нажимает на кнопки телевизора, клавиши выключателя и компьютера, пересыпает песок и переливает воду из одной емкости в другую, рвет и мнет бумагу, листает страницы книг и совершает невероятное множество других действий, позволяющих познакомиться с различными свойствами и соотношениями предметов и веществ.

В этом возрасте малыш проявляет ярко выраженный интерес к новым предметам, тянется к ним, внимательно рассматривает, подолгу вертит их в руках, пытается разобрать, разными способами воздействовать на другие предметы. Он также любит играть с различными дидактическими игрушками: вкладышами, пирамидками, матрешками, кубиками; с удовольствием катает машинки, игрушки на палочках, пытается запускать юлу и пр.

В процессе экспериментирования ребенок получает и чисто функциональное удовольствие от самого процесса действования, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Совершенно очевидно, что обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, ввести его в мир культуры могут только взрослые, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым предметам, знакомят с их назначением и учат пользоваться ими, поощряют и поддерживают детскую любознательность.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *