Какой взрослый нужен ребенку раннего возраста?

Для начала оглянемся назад и вспомним, что ваше общение с ребенком в первом полугодии жизни строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов. Ухаживая за младенцем, Вы ласкали его, окружали нежностью и любовью. И ребенок отвечал вам тем же: улыбался, радостно гулил, размахивал ручками, выгибался всем тельцем при виде близких взрослых, демонстрируя им свое расположение. Стержнем его потребности в общении была потребность во внимании и доброжелательности взрослых.

Сформированная в младенческом возрасте потребность во внимании и доброжелательности окружающих с возрастом не исчезает, она остается с ребенком навсегда, но постепенно, начиная со второго полугодия жизни, отступает на второй план. Ребенка уже не удовлетворяют одни лишь ласки и объятия взрослых. Возникший и усиливающийся интерес к предметному миру меняет характер его общения с ними. Малыш уже не просто ласкается к маме, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на ней надеты, тянется к часам на стене, книгам на полке. Ему все хочется потрогать и повертеть в руках, и он все настойчивее требует от взрослого предоставить ему такую возможность.

Окружающие малыша вещи интересны, загадочны, часто недоступны для него. Поэтому он постоянно обращается к близким за помощью, разъяснениями, соучастием. Ребенок стремится перевести эмоциональные контакты в план предметного взаимодействия. Стремление к такому взаимодействию составляет сердцевину общения ребенка со взрослым и на протяжении всего раннего возраста. Поэтому оно получило название делового общения.

Главным в таком общении является практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как его соучастник, помогая малышу освоить то или иное действие. Взрослый предстает перед ребенком, прежде всего, как образец того, как нужно делать правильно.

Но не только в качестве образца действий нужен ребенку взрослый. Не менее важны для него поддержка и оценка взрослым его действий. У малыша далеко не сразу получается делать так, как взрослый, а понять, правильно ли он выполняет то или иное действие, он тоже еще не в силах. Потребность в поддержке взрослых, в их оценке действий, умений малыша – один из основных стимулов предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста. Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата.

Играя вместе с ребенком, знакомя его с новыми предметами, обучая его различным действиям, не подменяйте общение безликим руководством, манипулированием и «натаскиванием» малыша. Всегда помните о том, что в основе общения должна лежать личностная адресованность взрослого к ребенку. О том, как это важно не только для непосредственных контактов с малышом, но и для развития его предметной деятельности, свидетельствуют опыты, проведенные психологом М. И. Лисиной. Она сравнивала поведение малышей полутора лет в условиях различного взаимодействия со взрослыми. Занятия проводились индивидуально с каждым ребенком. Детям одной группы давали игрушки, а взрослый занимал позицию наблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. В другой группе взрослый играл сам на глазах у ребенка, однако его действия не адресовались малышу, взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей группе взрослый организовывал «обращенный показ», т. е. разыгрывал перед ребенком представление, адресуя ему свои действия, называя его по имени, улыбаясь ему, вовлекая в игру.

Во всех трех ситуациях дети так или иначе действовали с предметами. Однако в первом случае эти действия были примитивны и однообразны. Малыши быстро теряли интерес к игрушкам, начинали хныкать, смотреть по сторонам. Во втором случае они был более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочного возбуждения: они многократно повторяли одни и те же манипуляции, в целом их энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, подражали им, постепенно присоединялись к игре, довольно долго продолжали начатую игру после того, как взрослый оставлял ребенка одного.

Итак, взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в предметной деятельности, как «эксперт» его умений.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *