Развитие речи детей раннего возраста

Речь для детей раннего возраста играет огромную роль в его развитии.

Ребенок вступает в общение со взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты высказываний, у ребенка 2 лет в среднем составляет 25-30 слов. К  3 годам она увеличивается в 3-4 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать активизирует словарь малыша (на протяжении третьего года он увеличивается в 5-6 раз), усложняет грамматическую форму высказываний.

Одним из главных задач по развитию речи является понимание речи. В начале третьего года жизни ребенок хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Можно подумать, что он понимает содержание того, о чем говорится при нем, о знакомых вещах и явлениях. Однако, понимание им речи окружающих еще недостаточно совершенно. Необходимо формировать умения различать предметы (по внешнему виду), знакомить с отдельными признаками предметов, их названием, отношениями (временными, причинно-следственными, места), развивать способность обобщения.

Развитие речи надо сочетать с формированием умения высказывать элементарное суждение. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Следует учесть, что на третьем году жизни дети отвечают на вопрос что? Или Кто это? Если ребенку известно действие, он легко отвечает на вопрос Что делает персонаж? Или рассказывает  о совершаемом действии. Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способностей обобщать. Поэтому, рассматривая с детьми картинки, следует задавать им вопросы по поводу разнообразных действий, в том числе и обозначающих состояние: радуется, замерз…

На третьем году жизни важно развивать активную речь. Словарь детей составляет 1200-1500 слов. В этом возрасте дети часто употребляют глаголы. Выступая в роли сказуемого, глаголы «тянут» за собой дополнения – объект действия или обстоятельство. Поэтому, рассказывая о каком либо действии, дети не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения.  Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается активный словарь прилагательных и наречий, в речи детей широко представлены местоимения.  В речи детей появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будующем и прошедшем времени, изменяют их по лицам. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных  предложений. Нередко они пользуются и восклицаниями. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в речи детей встречались разнообразные вопросы.

Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом,  необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.  

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *