Узнать гиперактивных детей очень легко. Сказать про такого ребенка, что он активен, – это еще не сказать ничего. Он ни минуты не сидит спокойно: вскакивает, бегает, все трогает, извивается, как уж на сковородке. Такие малыши не могут дождаться своей очереди во время игры или в общей беседе, выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, не умеют контролировать свои эмоции. Как только ни называют их родители: и живчик, и шустрик, и моторчик. Ребенок находится в постоянном движении 24 часа в сутки.
Так это замечательно, скажете вы. Ребенок и должен быть активным, любознательным.
Чтобы разобраться, где же лежит эта едва уловимая грань между нормой и гиперактивностью, давайте сравним активного ребенка с ребенком гиперактивным.
Активный ребенок
- Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным. С удовольствием готов слушать сказки, собирать пазлы.
- Задает бесконечное количество вопросов, слушает ответы на них.
- Может быть активным дома, но примерно вести себя в д\с.
- Сам редко провоцирует скандал, начинает драться в качестве самозащиты, может объяснить свое поведение.
Гиперактивный ребенок
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать. Даже если ему интересна игра, через 5-10 минут начинает отвлекаться.
- Быстро и много говорит, перебивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Одинаково ведет себя и дома, и на улице, и в детском саду.
- Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дразнит, дерется, кусается, толкается.
- Дети, имеющие диагноз СДВГ, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы.
- Гиперактивных детей можно пожалеть, ведь другие ребята часто сторонятся их, прекрасно помня все обиды и драки, инициатором которых был именно «непоседа».
- У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми.